Геральд Штайнахер (Gerald Steinacher), профессор из Университета Небраски в Линкольне, США, является специалистом по истории военных преступлений. В этом качестве он принимает участие в различных международных комиссиях. Однако его интересуют не только сами беглые нацисты и их преступления, но и то каким образом многим из них удалось сбежать в последние недели Второй мировой войны и даже годы спустя.
Некоторым из них, как например, Йозефу Менгеле (Josef Mengele), нацистскому врачу из Освенцима или Адольфу Эйхману (Adolf Eichmann), отвечавшему за «окончательное решение еврейского вопроса», удалось спрятаться в Южной Америке и даже прожить там до самой смерти. И даже многим фашистам, обнаруженным «охотниками за нацистами», такими как Симон Визенталь (Simon Wiesenthal), удалось покинуть Европу.
До сегодняшнего времени исторические исследования были сосредоточены в большей степени на истории самих персонажей, а не на том, какими способами десятки военных преступников, иногда с семьями, смогли бежать от правосудия. Геральд Штайнахер, австриец по национальности, прекрасно знает об этих способах и рассказывает об этом в своих исследованиях. <
Все дороги ведут в Италию
В своей книге «Беглые нацисты» профессор перечисляет и рассказывает о различных маршрутах бегства нацистов с 1945 года. Книга начинается с карты Италии.
Альпийские тропы беглецов третьего рейха весьма многочисленны. Большинство из них — это старые маршруты контрабандистов, которые в итоге сходятся в итальянском регионе Трентино, в городке Больцано, где и встречаются все беглые нацисты. Затем они отправляются в Верону, откуда разными маршрутами добираются до Генуи или Рима, чтобы оттуда добраться до своего убежища. В основном все ехали в Южную Америку.
Италия становится настоящим центром для переправки офицеров Третьего Рейха. Существуют еще маршруты через Швейцарию или Испанию, но ими пользуются гораздо реже, чем трансальпийским путем. По словам Штайнахера, «это был самый короткий и беспрепятственный путь».
Но как известные преступники смогли перейти границу неузнанными? Конечно, им помогали, но в основном они смешивались с потоками беженцев, возвращающихся домой после войны. Административная путаница в странах, царящая после многих лет тоталитаризма, позволила нацистам смешаться с толпой и выдать себя за беженцев, несмотря на то, что местные власти действительно пытались разобраться, кто есть кто.
В 1945 году в Италии царил хаос: страна только начала оживать после 20 лет фашизма и с трудом отходить от противостояния в последние месяцы войны между последними фашистами «республики Сало», поддерживаемые Германией и антифашистами, которые стремились освободить землю.
Невольная помощь Красного креста и Ватикана
Беглые нацисты пытаются понять, какими каналами можно еще воспользоваться, чтобы бежать. В Италии они получили поддержку Ватикана и даже Международного Красного Креста. Последний выдавал в последние месяцы войны десятки тысяч проездных документов без проверки личности, которыми люди могли быстро воспользоваться.
Штайнахер считает, что таким образом сотни или даже тысячи нацистов, выдавая себя за беженцев, смогли получить документы, которые позволили им спокойно добраться до итальянского полуострова, а затем уплыть в Южную Америку.
Воспользовавшись беспорядком и огромным количеством беженцев, которые часто теряли бумаги, которые могли подтвердить их личность, военные преступники спокойно и легально покинули Европу с настоящими документами, но под чужими именами.
Такая же картина повторяется и в Ватикане, ответственном за помощь беженцам. Благотворительная организация «Каритас» (Caritas International) которая активно помогала беженцам по всей Европе, тоже невольно помогла нацистам бежать инкогнито в места их убежища — также как и МККК, несмотря на то, что она тщетно пыталась проверять личность людей, просящих документы.
Поскольку многие их подозревали в то время, МККК и Ватикан были объявлены невольными сообщниками в бегстве преступников, которые избежали «процесса Освобождения».
<Следует также отметить, что некоторые нацисты даже прошли обряд крещения, чтобы получить защиту Церкви — и особенно ее прощение. Высший обман антирелигиозных нацистов состоял в том, что они надеялись на отпущение своих грехов и, особенно на облегчение их передвижения по Италии 1940-х годов, где католическая церковь была всесильна. Если Папа взял под свою защиту беженцев, никто не осмелиться проверять этих людей.Cоздается настоящая сеть по переброске бывших нацистов из Центральной Европы при поддержке США, которые видели в этом способ «вернуть» беглецов, чтобы они стали шпионами или информаторами против коммунистов. С начала холодной войны 1947 года, эти сети использовались для вывоза из коммунистического блока бывших нацистов, переквалифицировавшихся в агентов военных преступников, чтобы помочь Соединенным Штатам.
Аргентина, естественный пункт назначения
После 1945 года большинство бывших нацистских преступников бежало в Южную Америку. Первым пунктом назначения была Аргентина.
При падении Третьего Рейха Аргентина Перона заинтересовалась бывшими нацистами, которые могли помочь стране модернизировать экономику, а также, чтобы приобрести в их лице ведущих ученых и военных.
Хуан Перон восхищался державами Оси. Буэнос-Айрес стремится привлечь к работе беглых нацистов, но должен был это делать обходным путем. Тогда Аргентина создает настоящую сеть с тайными агентами в Италии.
По мнению Штайнахера, этой нацистской иммиграции способствует давняя история миграции германских наций в Южную Америку и, особенно в Аргентину. До 1945 года в Аргентине проживало более 240 000 лиц, говорящих на немецком языке. Как это ни парадоксально, но некоторые из этих людей бежали от рейха в 1933 году из-за их противостояния Гитлеру или из-за еврейской национальности.
Поэтому, после падения фашистской Германии Аргентина показалась многим нацистам естественным пунктом назначения, поскольку они знали, что смогут остаться незамеченными среди бывших немецких беженцев.
Вслед за фильмом «Охотники за нацистами», показанным летом 2018 года, «Нацисты в бегах» Геральда Штайнахера читается как «роман, основанный на реальных событиях», как настоящее полицейское расследование, основанное на разрозненных и часто недоступных для общественности источниках.
В книге также рассказывается, что, несмотря на их преступления, многие нацисты оказались полезными для многих режимов, особенно во время холодной войны. Читая книгу, вы понимаете суровую реальность американской или аргентинской «реальной политики» (realpolitik) после самой кровавой войны в истории человечества.
Бежав под чужими именами, эти палачи купили себе новую жизнь. И только единицы не смогли ускользнуть из рук охотников на нацистов, таких как Симон Визенталь или Моссад. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|